Возрождая традиции старого форума, хочу поговорить о кино. Хотя не только о нем. Читайте дальше, там вместе разберемся.
«ВОЙНА И МИР»Итало-германо-франко-российскую «Войну и мир» начали рекламировать по РТР как бы даже не за месяц до его показа. Как же тут устоять? Тем более, мне как человеку, читавшему роман несколько раз. (Давно это было, еще в школе.) Посмотрел, и впечатление, осталось, скажем так, сдержанно-смешанное.
Количество мелких ляпов огромное. Всех сразу не перечислишь, даю несколько навскидку:
• В комнате у православной Сони зачем-то висит католическое распятие,
• Наташа Ростова (опять же православная девушка!) упорно крестится, как католичка, подавая заразительный пример многим иным персонажам
• Крестьяне в поместье Ростовых в 1805 году поют песню «Ой, полным-полна коробушка» на стихи еще не родившегося Н.А. Некрасова (1821 – 1877),
• Наташа Ростова и Андрей Болконский танцуют на балу под музыку А.И. Хачатуряна (1903 – 1978), который тем более не родился к тому времени… Жесть!!!
• «Великая армия» входит в
заснеженную Москву. В сентябре. Нормально, да? Но в пригороде, из которого Ростовы наблюдают зарево над Москвой, листва еще по-летнему зелена.
• Главные герои (например, Пьер и Наташа, встретившись на руинах особняка на Поварской) целуются взасос прямо сходу, как будто живут не в начале позапрошлого века, а сейчас. А тогда правила приличия и нормы поведения в свете были, мягко говоря, другие.
То, что сюжет и фабула при экранизации подвергаются значительным переделкам, это вполне нормально. Сделать Наташу блондинкой вместо брюнетки, а Соню выдать в финале замуж за Денисова – мелочи. Но создатели «Войны и мира» пошли гораздо дальше и модифицировали характеры некоторых действующих лиц. К счастью, не главных. Элен и у Толстого – не самая порядочная женщина, но все же в романе она умерла от стенокардии в Петербурге, а не от сифилиса в оккупированной Москве. И папаша ее, князь Василий, никогда с французами не сотрудничал. Тоже персонаж и в книге далеко не положительный, но не такая же сволочная сволочь!
Актерская игра не вызвала особых отрицательных эмоций. Скорее, наоборот. Господа иностранцы отработали добросовестно, но не более того. Зацепили за душу только Клеменс Поэзи (Наташа Ростова) и Малколм Макдауэл (старый князь Болконский). ИМХО, только эти двое пытались передать русский темперамент, русскую страсть, «загадочную русскую душу»… русскую дурь, если угодно. Макдауэлл в этом смысле намного переигрывает и Владимира Ильина (Кутузов) и Дмитрия Исаева (Николай Ростов). Те-то как раз по-европейски сыграли, да так удачно, что и на русских вышли непохожи.
В общем и целом, подводя итог, скажу, что, ИМХО, здесь скорее «зачем», чем «незачет». Да, пустили Толстого на «мыло», но зато «мыло» получилось пафосное, душистое и в дорогой упаковке.
Спасибо, дорогие товарищи европейцы! Ваш скорбный труд не пропадет, т.к. благодаря ему целое поколение российских школьников получит хоть какое-то представление об одном из центральных литературных произведений XIX века.
Отдельное спасибо европейцам за то, что они трудились не за мои деньги.
«1612»И сходу отдельное «тьфу» в гг. Михалкова и Хотиненко за то, что они это вот свое д… добро изготовили за государственные деньги, т.е. отчасти и за мои. Хоть бы разрешения спросили для приличия.
Родное государство позаботилось о том, чтобы день 4 ноября мы встречали с глубоким знанием того, что празднуем, а также прониклись чувством национальной гордости за то, что в 1612 году прогнали поляков из Москвы и таким образом покончили со смутой. Для этого Кремль заказал приключенческую картину, рассказывающую про ополчение Пожарского и Минина, про извечно русскую неразбериху с престолом, про русскую смекалку и наш природный юмор. http://www.trud.ru/trud.php?id=200710251950103&print=1
Там же на сайте «Труда» (ссылка выше) можно прочитать и интервью с режиссером. Говорит хорошо и убедительно. Если б его сказка соответствовала его словам, было бы просто замечательно!
Приступив к работе над картиной "1612", я открыл для себя, что царя Михаила Федоровича Романова выбрали на престол так, как сейчас выбирают депутатов. Кстати, уже в те далекие годы был пиар, в том числе и "черный", и происходило много хорошо знакомых нам предвыборных штучек. Известно, что в списки на престол входил и Дмитрий Пожарский, роль которого в картине сыграл Михаил Пореченков.
Кстати, о Минине и Пожарском. Минина сыграл А. Федорцов (Вася Рогов из "Убойной силы"), но его я в картине не заметил, т.к. автор идеи Второго Земского ополчения появляется на экране единственный раз, а слов ему сценаристы не дали. А Пореченков, в принципе, неплохо сыграл кн. Пожарского, но Пожарский в фильме представлен пафосным болваном, чьи недальновидные действия чуть не погубили главных героев, а вместе с ними и Россию.
Да, Россию спасают два политкорректных героя - русский беглый крепостной (по своместительству - "бурлак на Волге") Андрюха и его друг, татарин Костка. Задолбали голливудские штампы! особенно те, что связаны с политкорректностью. Комический татарин Костка напоминает такое дикое количество голливудских положительных негров, латиносов и индейцев, что стошнить должно уже при первом его появлении. Хотя нельзя не признать, что сыгравший его актер Смольянинов (русский и по фамилии, и по физиономии) сумел сыграть так, чтоб не стошнило.
Да, честно говоря, не он один сыграл хорошо. Выше всяких похвал образ дона Альваро, испанского наемника. Очень колоритно! Ненамного ему уступает безымянный, но очень злобный польский гетман. Хороши святой старец-столпник (Валерий Золотухин) и итальянский кардинал. Вот тут, следом за всеми этими, я бы и поставил главных героев - Андрюху, Костку и Ксению Годунову. Был бы неплох воевода, но до блевотины похож на Фарамира.
...историческая достоверность, проявляющаяся в костюмах той эпохи, в предметах и декорациях, была соблюдена почти идеально. Все костюмы из кольчуги специально для картины изготовили мастера, и это дорогого стоит. Также мы пригласили консультантов-историков, чтобы не насмешить зрителя откровенными ляпами.
Идеально? Лучше бы за речью персонажей последили! Когда Костка ободряет друга словами "Не парься, Андрюха!", именно это и надо понимать как "историческую достоверность"? После этого я с подозрением смотрел эпизод с ручным медведем. А вдруг он скажет гетману: "Превед! Жжошь, аццкий сотона!". Почему бы и не заговорить Медведу? Ведь бегал же за Андрюхой всю дорогу единорог. Из мистики там еще был призрак испанца, который за одну ночь научил Андрюху пользоваться шпагой и пушкой. ("Превед" призраку Брюса Ли из фильма "Не отступать, не сдаваться".)
Я много недостатков нашел в "Войне и мире", но закончил на том, что общее впечатление все же положительное. И много хорошего нашел в "1612", но ощущал себя, выходя из зала, как будто в помойке порылся. Дважды за свои деньги.
Главная привязка сюжета к истории - дети Бориса Годунова, внуки Григория ("Малюты") Скуратова-Бельского: царь Федор II и его старшая сестра Ксения.
Признаюсь, что я вольным образом обошелся с нашей историей.
Куда уж вольнее! 10 июня 1605 года убивать законного царя и его мать пришли
не поляки, не татары, не евреи, и даже не украинцы, а
русские - боярин Мосальский со дворянами (их имена известны - читайте Карамзина) и стрельцами. Да шут с ней, с историей! С памятью людей ты, свинья, вольно обошелся!
Не так умер царь Федор Борисович! Де-факто он, конечно, царем с момента мятяжа 1-го июня уже не был, но вот де-юре... И с этим что-то нужно было решать до въезда Лжедимтрия в Москву. Трудно сказать, посылал ли Басманов Мосальского и Ко в родовой особняк (Годуновы там содержались под арестом) с явным приказом о ликвидации или же с заданием "поговорить" (типа убедить царя отречься от престола и от памяти отца)... Поговорили... Даже такой физически крепкий 17-летний
безоружный парень не смог долго вести конструктивную дискуссию с бригадой вооруженных мужчин - скрутили, задушили и объявили самоубийцей.
Не так жила после этого и несчастная Ксения! Не жила она гражданским браком с польским гетманом (на деле ей пришлось, так же помимо воли, побывать наложницей Отрепьева), не переходила в католичество, и никакой Пожарский в 1612 году не собирался ее повесить. Последний раз Ксения (вернее, инокиня Ольга) появлялась на публике в 1606 году в Троице-Сергиевой лавре на торжественном перезахоронении реабилитированных царем Василием Ивановичем Шуйским Годуновых.
Даже жаль, что я - не потомок Годуновых. Иначе подал бы в суд и на Михалкова, и на Хотиненко, и на того, кто им выделил государственные деньги.